Сложившиеся в регионе механизмы взаимодействия Правительства Самарской области и СОНКО получили высокую оценку

14 Октября 2019

Сложившиеся в регионе механизмы взаимодействия Правительства Самарской области и СОНКО получили высокую оценку

 

В начале октября Министерством экономического развития Российской Федерации опубликован рейтинг субъектов РФ по итогам реализации в 2018 году механизмов поддержки СОНКО и организаций социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Результаты рейтинга, сформированного на основе 10 показателей, прежде всего отражают разброс между регионами по уровню развития системы поддержки негосударственных поставщиков в социальной сфере. Помимо этого необходимо отметить и неравномерность развития различных ее составляющих в каждом конкретном регионе.


Самарская область второй год подряд входит в пятерку лидеров, занимая 4 место с 34,79 баллами из 100 возможных (по итогам 2017 года – 34,67 баллов), уступив 9,84 балла лидеру рейтинга – Ханты-Мансийскому автономному округу. Вместе с тем регион обладает существенным потенциалом развития системы поддержки негосударственных поставщиков в социальной сфере по отдельным направлениям.

По четырем показателям Самарская область оказалась в числе первых 15-ти регионов.


Так, по удельному весу численности детей частных дошкольных образовательных организаций в общей численности детей дошкольных образовательных организаций Самарская область подтвердила безоговорочное лидерство со значением показателя в 12,9%.

По показателю доли работников в негосударственных организациях в общей численности работников, занятых в социальной сфере, наша область также оказалась в числе лидеров, заняв 4 место (доля оставила 15,5%).

По доле выпадающих доходов в связи с применением налоговых льгот для жертвователей от налоговых доходов субъекта РФ Самарская область заняла 7 место со значением показателя в 0,00332%. По еще одному показателю регион попал во вторую десятку, заняв 15 место по доле выпадающих доходов в связи с применением налоговых льгот для СОНКО от налоговых доходов субъекта РФ (со значением показателя 0,00001%).

При этом важно отметить, что региональные налоговые льготы для СОНКО предоставляются только в 17 регионах, а налоговые льготы для жертвователей в пользу СОНКО – только в 7 регионах. Таким образом, наличие таких видов поддержки в Самарской области, несомненно, является положительным моментом для характеристики механизмов поддержки СОНКО и организаций социального предпринимательства.

Рейтинг Самарской области по другим показателям сложился следующим образом.


По таким показателям, как доля негосударственных (немуниципальных) медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, в общем количестве таких медицинских организаций (22 место со значением показателя в 39,13%) и количество СОНКО на 10 тыс. населения субъекта РФ (26 место со значением показателя 12,5 СОНКО на 10 тыс. человек) Самарская область оказалась в группе кандидатов на лидерство.


По доле муниципалитетов, реализующих меры по поддержке социального предпринимательства в рамках муниципальных программ по поддержке малого и среднего предпринимательства, в общем их количестве Самарская область является регионом со средним уровнем, занимая 27 позицию в рейтинге со значением показателя в 10,81% (программные мероприятия/меры по поддержке/развитию социального предпринимательства в 2018 году реализовывались в г.о. Самара, г.о. Тольятти, м.р. Кинельский и м.р. Шигонский). Стоит отметить, что в 40 регионах ни одно муниципальное образование не оказывает мер поддержки социальному предпринимательству.

27 место регион занял также по удельному весу негосударственных организаций социального обслуживания, в общем количестве организаций социального обслуживания всех форм собственности, включенных в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ, оказавшись тем самым в группе регионов со средним уровнем (удельный вес составил 24,7%).

По доле муниципальных образований, реализующих муниципальные программы по поддержке СОНКО, в общем количестве муниципальных образований субъекта РФ Самарская область оказалась в группе регионов, делающих первые шаги к успеху, с 47 местом и значением показателя 27,03%.

По доле средств для финансирования инфраструктуры поддержки СОНКО и социального предпринимательства, выделяемых из регионального бюджета, Самарская область заняла 53 место со значением показателя 0,0012%, оказавшись в числе регионов с наибольшим потенциалом роста. При этом в 17 регионах из региональных бюджетов средства для финансирования инфраструктуры поддержки СОНКО и социального предпринимательства не выделяются вообще.

Таким образом, с точки зрения внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере наш регион находится на достаточно устойчивых лидерских позициях. Однако в сфере реализации механизмов поддержки СОНКО и социального предпринимательства у Самарской области имеет значительный потенциал для дальнейшего развития данной системы, в первую очередь – в муниципальных образованиях.

В текущем году министерством экономического развития и инвестиций Самарской области запущен конкурс муниципальных образований для предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам на поддержку муниципальных программ развития СОНКО, ключевой задачей которого является активизация эффективных механизмов поддержки СОНКО в городских округах и муниципальных районах. Уже в этом году это позволит повысить один из показателей рейтинга (доля муниципальных образований, реализующих муниципальные программы по поддержке СОНКО, в общем количестве муниципальных образований субъекта РФ) в два раза – с 27% до 54%.


Последнее изменение: 14 Октября 2019