Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области

6 Июня 2010
Обжалование нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (далее - министерство), должностных лиц и государственных служащих, осуществляется в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации в порядке, установленном главами 23 и 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), главами 24 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ). 

Кроме того, обжалование решений и действий министерства в порядке гражданского судопроизводства определяется нормами Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Положения, предусматривающие правовое регулирование института обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых министерством, также содержатся в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13 августа 2004 г. № 80 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» и в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее - постановление Верховного суда).
     
Согласно положениям главы 25 ГПК РФ, главы 24 АПК РФ гражданин, организация (далее - заявитель) вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) министерства, должностных лиц и государственных служащих, в результате которых, по мнению заявителя, были нарушены его права и свободы или созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. 

В соответствии с Постановлением Верховного суда  к решениям отнесены акты органов государственной власти, их должностных лиц, государственных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Постановлением Верховного суда  к действиям органов государственной власти, их должностных лиц, государственных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ отнесено властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.           Согласно положениям Постановления Верховного суда № 2 к бездействию отнесено неисполнение органом государственной власти, должностным лицом, государственным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии с нормами главы 25 ГПК РФ Заявитель вправе обратиться за защитой своих прав и свобод непосредственно в суд или в порядке подчиненности:
  • к вышестоящему государственному органу, 
  • к вышестоящему должностному лицу.
Правовое регулирование досудебного рассмотрения обращений граждан определено статьей 33 Конституции Российской Федерации, положениями Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Результатом досудебного письменного или устного обжалования является решение поставленных в обращении вопросов или отказ в удовлетворении требований заявителя в связи с их необоснованностью.
В соответствии с частью 3 статьи 22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны дела, возникающие из публичных правоотношений:
  • по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
  • по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. 
В соответствии с положениями главы 23 АПК РФ граждане и организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Рассмотрение указанных заявлений осуществляется в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства в зависимости от подведомственности дел.
Последнее изменение: 15 Октября 2014