Итоги деятельности в сфере развития государственно-частного партнерства на территории Самарской области

16 Марта 2015
  В условиях дефицита бюджетных средств актуальной задачей, стоящей перед органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, является разработка новых инструментов, которые позволяют заменить бюджетные инвестиции в создание и модернизацию инфраструктуры частными инвестициями и одновременно оптимизировать финансовые издержки на эти цели. 
  Приоритетным направлением инвестиционной политики регионов и страны в целом становится реализация социально значимых проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП). Задача состоит в том, чтобы максимально использовать потенциал бизнеса для реализации тех задач, ответственность за которые несет государство. 
  До недавнего времени Правительством Самарской области работа по привлечению внебюджетных инвестиций на принципах ГЧП велась фрагментарно. Вместе с тем, успешная реализация проектов ГЧП, а, соответственно, и результат данного показателя, требует выполнения ряда предварительных условий – это наличие административной структуры, законодательной базы, определение роли государственных структур в этом процессе, индивидуальный подход к каждому проекту. 
  В 2013 году министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области определено уполномоченным органом в Правительстве Самарской области по подготовке и сопровождению проектов ГЧП, в частности создано структурное подразделение, которое наделено данными функциями. 
  Проведена работа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере ГЧП. Прежде всего, приняты нормативные акты, регламентирующие взаимодействие всех участников процесса при реализации проектов через механизм ГЧП. Работа по развитию законодательной базы в сфере ГЧП продолжается и сейчас. 
  Четко выстроена структура взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления в Самарской области, государственных учреждений и потенциальных частных партнеров при структурировании и реализации проектов с использованием механизмов ГЧП. Фактически сегодня по каждому проекту ГЧП разрабатывается эксклюзивная схема его реализации. В частности, создается межведомственная рабочая группа, которая осуществляет анализ целесообразности использования модели ГЧП, разрабатывает «Дорожную карту», формирует правовую, организационную и финансовую схему реализации проекта, а также оказывает поддержку на всех стадиях реализации проекта. В состав рабочей группы входят представители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и иных заинтересованных ведомств в соответствии с отраслевой и территориальной принадлежностью проекта.
  В настоящее время работа ведется по трем договорно-правовым формам. Во-первых, это концессионные соглашения, заключаемые в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях». Во вторых, соглашения о государственно-частном партнерстве в рамках регионального законодательства о ГЧП (в настоящее время на федеральном уровне нормативная правовая база отсутствует). А также неконцессионные договорные формы: инвестиционные меморандумы, соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, арендные соглашения, лизинговые соглашения и т.д. 
  Положительный результат работы Самарской области в реализации проектов с использованием механизмов ГЧП подтвержден данными, представленными в Рейтинге ГЧП-2014, подготовленном Центром развития ГЧП при поддержке Минэкономразвития России. Согласно указанному рейтингу Самарская область улучшила свои позиции, переместившись по итогам 2013 года с 25-го на 8-е место, что позволило отнести губернию к регионам с высоким инвестиционным потенциалом.
  В настоящее время в работе находится 52 проекта, предлагаемые к реализации с использованием механизма ГЧП. По отраслевой принадлежности данные проекты относятся: к сфере здравоохранения – 28 проектов, к сфере социального обслуживания населения – 6 проектов, к сфере спорта и туризма – 11 проектов, к сфере жилищно-коммунального хозяйства и дорожного строительства – 5 проектов, к сфере культуры – 1 проект, к сфере образования – 1 проект. 
  Уже на стадии реализации находятся 9 проектов с использованием механизмов ГЧП. Общий объем привлеченных внебюджетных инвестиций составляет порядка 8,6 млрд. рублей, будет создано более 1 300 новых рабочих мест. Инвестиции направлены на модернизацию системы здравоохранения путем создания современных кардиохирургического центра, центров гемодиализа, диагностических центров, а также на развитие спорта в части строительства конно-спортивного комплекса с ипподромом и оздоровительного комплекса в городском округе Самара. 
  Одним из крупных проектов является проект по строительству и оснащению нового кардиохирургического центра в городском округе Самара на территории Самарского областного клинического кардиологического диспансера (далее – Кардиоцентр). Необходимый объем внебюджетных средств – 3 000,0 млн. рублей. Ввод в эксплуатацию Кардиоцентра обеспечит потребность жителей Самарской области в высокотехнологичной кардиохирургической и кардиологической помощи. 
  Строительство и оснащение центра позитронно-эмиссионной и компьютерной томографии в городском округе Самара (далее – центр) на территории Самарского областного клинического онкологического диспансера. Необходимый объем внебюджетных средств – 325,0 млн. рублей. Оборудование центра позволит проводить диагностику онкологических заболеваний, в том числе на ранних стадиях, диагностику в кардиологии и неврологии. 
  Строительство и оснащение диализных центров в городских округах Самара и Сызрань. Необходимый объем внебюджетных средств – 600,0 млн. рублей. Диализные центры позволят оказывать медицинские услуги населению на современном высокотехнологичном оборудовании согласно тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования. 
  Строительство и эксплуатация отдельного корпуса центра экстракорпоральной гемокоррекции и клинической трансфузиологии в городском округе Самара на территории Самарской областной клинической больницы им. М.И. Калинина. Необходимый объем внебюджетных средств – 350,0 млн. рублей. Ввод в эксплуатацию указанного центра позволит обеспечить население медицинскими услугами по проведению программного гемодиализа на современном высокотехнологичном оборудовании согласно тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования. 
  Создание и оснащение многофункционального реабилитационного и перинатального госпиталя в городском округе Самара. Необходимый объем внебюджетных средств – 3 000,0 млн. рублей. Строительство современного многофункционального госпиталя обеспечит полный спектр и завершённый цикл специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи и услуг по охране здоровья матери и ребёнка.
  Строительство конно-спортивного комплекса, включающего центр иппотерапии, детскую спортивную школу, ветеринарный центр и культурно-досуговую зону. Необходимый объем внебюджетных средств – 1 300,0 млн. рублей. Создание конно-спортивного комплекса будет содействовать комплексному развитию коневодческой индустрии, популяризации конного спорта и здорового образа жизни, а также развитию иппотерапии в Самарской области. 
  Строительство оздоровительного комплекса в г.о.Самара. Необходимый объем внебюджетных средств – 133 млн. рублей. Проект направлен на формирование у детей и взрослых потребности в здоровом образе жизни, реализацию программ дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности для детей. 
  Реконструкция стационара областной специализированной больницы восстановительного лечения. Необходимый объем внебюджетных средств – 325 млн. рублей. Создание стационара будет способствовать обеспечению доступности и повышения качества помощи по медицинской реабилитации больных после операций на сердце и магистральных сосудах в условиях трехуровневой системы оказания медицинской помощи населению Самарской области. 
  На сегодняшний день высокая степень проработки еще по 7 проектам, которые отнесены к сфере здравоохранения и социального обеспечения. Общий объем привлекаемых средств составит порядка 800 млн. рублей.
  Для дальнейшего развития государственно-частного партнерства на территории Самарской области важно принятие федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Надеемся, что этот законопроект установит единые требования к такой форме сотрудничества. 
  Также актуальным остается и внесение изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях». Указанные акты должны включать нормы по проведению единого конкурса на заключение концессионного соглашения, включающего в себя процедуры предоставления земельного участка и оказания услуг для нужд бюджетных учреждений, что позволит оптимизировать сроки начала реализации инвестиционного проекта, устранит существующие риски для инвестора. 
  Кроме того, значимой поддержкой для региона при реализации масштабных капиталоемких проектов является привлечение в такие проекты средств федерального бюджета в рамках реализации федеральных целевых и государственных программ. В соответствии с условиями, установленными в порядках предоставления федеральных субсидий, субъект Российской Федерации должен обеспечить софинансирование из регионального бюджета. 
  В этих условиях, актуальной становится такая форма финансового участия регионов в федеральных целевых и государственных программах, как замена бюджетных ассигнований на внебюджетные средства, привлекаемые в инфраструктурные проекты путем проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений или соглашений о ГЧП. Данная позиция поддерживается многими субъектами Российской Федерации и была озвучена на межрегиональном мастер-классе на тему «ГЧП-стандарт: инструкция по применению», проведенном в рамках XIII Международного инвестиционного форума «Сочи-2014». 
  Также представляется целесообразным расширить перечень объектов концессионного соглашения. Действующая редакция соответствующего федерального закона не включает объекты в сфере сельского хозяйства, охоты и рыболовства. Вместе с тем, данная отрасль в целях развития требует привлечения внебюджетных средств. Заинтересованность потенциальных инвесторов участвовать в таких проектах с использованием механизма концессионного соглашения существует.
Последнее изменение: 16 Марта 2015